Ядерное оружие в виде бомб и управляемых снарядов может быть применено
противником для разрушения узлов дорог, больших мостов и переправ на
автомобильных дорогах.
Отравляющие вещества применяются авиацией противника для заражения узлов
дорог, труднообъезжаемых участков и водоисточников.
Огромные территории и значительные по протяжению участки автомобильных
дорог окажутся в зонах радиоактивного заражения в результате ядерных
ударов врага по вторым эшелонам наших войск, тыловым объектам или
крупным городам.
Ликвидация последствий ракетно-ядерного нападения противника имеет целью
быстро восстановить нарушенное движение по автомобильным дорогам и
обеспечить готовность дорожных частей и подразделений к выполнению
поставленных перед ними задач. К мероприятиям по ликвидации последствий
ракетно-ядерного нападения противника относятся:
- восстановление нарушенного управления частями (подразделениями);
- аварийно-спасательные работы;
- изыскание объездов зараженных участков;
- восстановление разрушенных участков дорог и важных дорожных объектов;
- тушение пожаров;
- санитарная обработка личного состава, дезактивация и дегазация
снаряжения, техники, материальных средств и дорог;
- дозиметрический контроль.
На посты регулирования, охраны, диспетчерские пункты и др. возлагается
обязанность вести разведку на сети неиспользуемых дорог путем наблюдения
за движением облака ядерного взрыва, появлением самолетов врага,
выявлением запахов, капель стойких отравляющих веществ и т.д. Обо всем
замеченном и подозрительном указанные посты обязаны любыми средствами
сообщать по команде. При этом личный состав принимает меры
предосторожности, используя индивидуальные средства защиты.
Данные, полученные из донесений постов, уточняются непосредственной
разведкой на местности с помощью приборов химической и радиационной
разведки, которые имеются в штабах батальонов и подразделениях дорожных
частей. По этим данным принимаются соответствующие меры. К числу таких
мер относятся переключения движения в обход зон и участков заражения,
организация движения по участкам дорог с наименьшими уровнями и
плотностью заражения и, наконец, дегазация или дезактивация отдельных
участков и узлов дорог.
На подходах к участкам радиационного или химического заражения
выставляются посты регулирования, которые направляют движения в обход
этих зон и участков. Все проезжающие предупреждаются об угрозе заражения
для принятия необходимых мер предосторожности. С участков дорог, по
которым движение автомобильных колонн запрещается, посты регулирования,
диспетчерские пункты и дорожные подразделения, кроме ведущих работы по
дезактивации или дегазации, снимаются или переводятся на объезды или
другие дороги.
Для надежной охраны больших мостов и зараженных участков дорог остаются
посты охраны, личный состав которых посменно несет службу, используя
укрытия, блиндажи, щели с перекрытиями и индивидуальные средства защиты.
Если при проезде по зараженному участку личный состав получает не более
установленной дозы облучения, движение по дороге продолжается с
соблюдением следующих правил: перевозимый личный состав следует в
средствах защиты, грузы укрываются брезентом, машины следуют без
остановок.
При высоких уровнях радиоактивного заражения местности или в случае
применения противником стойких отравляющих веществ потребуются
проведение дезактивации и дегазации участков военно-автомобильных дорог.
На дорогах с каменным покрытием дезактивация достигается сметанием
радиоактивных веществ с проезжей части и обочин дороги механическими
щетками. С асфальто-бетонных покрытий радиоактивные вещества удаляются
смыванием с помощью авторазливочных станций или поливо-моечных машин.
Дезактивация грунтовых дорог производится:
- путем срезания и удаления автогрейдерами и бульдозерами верхнего
зараженного слоя со всей поверхности дороги;
- путем засыпки земляного полотна дороги незараженными подручными
материалами: гравием, песком, шлаком, каменным или кирпичным щебнем;
- путем укладки сборных дорожных покрытий.
Смыванием и сметанием радиоактивных веществ с проезжей части и обочин на
ширину 9-11 м. достигается уменьшение уровня радиации только на 30%.
Сметание и смывание радиоактивных веществ на большей ширине (за
кюветами) практически невозможны.
Засыпка земляного полотна зараженной грунтовой дороги слоем гравия или
песка толщиной даже 5-6 см. очень трудоемка, так как на 1 км. дороги
потребуется подвезти300-400 м3 указанных материалов.
Дегазация дорог производится с применением авторазливочных машин и
подвесных приборов путем разлива жидкого или россыпи твердого дегазатора
в количестве 0,5 кг. на 1 см3 поверхности. Для этого обычно
применяется раствор хлористого сульфурила или хлорной извести.
Дегазацию грунтовых дорог можно производить и путем срезания зараженного
слоя грунта с перемещением его в кюветы или на обрезы автогрейдерами и
бульдозерами. Местность, прилегающая к дороге, дегазируется россыпью
хлорной извести, а при возможности выжиганием сухой травы.
Работы по обеззараживанию дорог необходимо проводить с соблюдением всех
мер предосторожности, в противогазах и защитных костюмах. По окончании
работ все машины необходимо хорошо дегазировать (дезактивировать), а
личный состав подвергать тщательной санитарной обработке.
Дегазация автомобилей, бульдозеров, автогрейдеров и других машин
производится обмыванием их из ранцевых приборов (РДП) при расходе 15-25
л. дегазирующей смеси на каждую машину или протиранием щетками
индивидуального комплекта для специальной обработки автотракторной
техники (ИДК – 1), комплекта дезактивации, дегазации и дезинфекции
вооружения и военной техники (ДВК), автодегазационной машины (АДМ) и
авторазливочной станции (АРС) при расходе 14-18 л. на каждую машину.
При использовании автомобильного комплекта специальной обработки военной
техники (ДК-4) требуется 30-60 л. дегазирующего раствора на каждую
машину.
Дезактивация машин производится путем их обметания, чистки и обмывания
водой из тех же дегазационных приборов.
Колодцы, зараженные радиоактивными или химическими веществами, очищаются
многократным откачиванием воды и удалением зараженного слоя грунта со
дна и мха со стенок колодца.
Заключение о пригодности воды к употреблению после дезактивации или
дегазации источника дает врач части.
Для ликвидации других последствий нападения противника выполняются
аварийно-спасательные работы, принимаются меры по тушению пожаров,
оказанию первой помощи пострадавшим и т.д.
Аварийно-спасательные работы включают расчистку завалов, препятствующих
движению по дорогам, и вывод людей из разрушенных зданий. Одновременно
люди эвакуируются из зараженных районов и им оказывается первая помощь.
Эти мероприятия выполняются аварийно-спасательными командами,
медицинскими пунктами и медицинскими учреждениями, расположенными вблизи
дорог.
На всех крупных деревянных мостах для успеха борьбы с пожаром необходимо
иметь бочки, ведра, запасы песка или грунта, багры, лестницы и
огнетушители. Защита мостов от пожаров и тушение последних возлагается
на личный состав постов охраны и регулирования. Для защиты от возгорания
рекомендуется элементы мостов обмазывать специальными составами.
При тушении напалмовых бомб они сбрасываются с объекта и засыпаются
влажным песком или грунтом. При этом необходимо учитывать возможность
повторного самовозгорания остатков смеси, которые необходимо тщательно
удалять с поврежденного объекта и уничтожать сжиганием.
Пожары, возникающие при взрыве ядерных и напалмовых бомб, могут
уничтожить пункты обслуживания, запасы ГСМ, машины и продовольствие. Для
предотвращения этого необходимо:
- пункты обслуживания и личный состав при возможности размещать в
землянках или каменных зданиях;
- запасы ГСМ в бочках и контейнерах хранить зарытыми в землю;
- окапывать защищаемые объекты земляными ровиками и валиками в целях
недопущения к ним растекающейся горючей жидкости;
- строго соблюдать меры противопожарной охраны;
- размещать дорожные машины в каменных гаражах, на пустырях, вне
деревянных построек.
Пожары в населенных пунктах и лесных массивах, через которые проходят
автомобильные дороги, ликвидируются силами пожарных команд, созданных
заблаговременно из личного состава дорожных частей и оснащенных
необходимыми машинами и инвентарем. При необходимости к тушению пожаров
привлекаются весь личный состав дорожных частей и местное население.
|