Приемы борьбы с танками,
бронированными машинами и мелкими группами противника. Способы
использования местности, местных предметов и инженерных сооружений для
защиты объектов тыла. Тренировка в применении вооружения отделения по
уничтожению мелких групп противника и его боевой техники.
|
54. До начала наступления с ходу отделение скрытно располагается в
указанном командиром взвода месте, а при наступлении из положения
непосредственного соприкосновения с противником скрытно занимает
исходное положение для наступления. В исходном положении личный состав
мотострелкового отделения обычно располагается в траншее, а боевая
машина пехоты (бронетранспортер) – на огневой позиции рядом с траншеей
или позади нее. Гранатометное, пулеметное и противотанковое отделения,
как правило, занимают огневые позиции, на которых отрывают и оборудуют
окопы.
Командир отделения до начала наступления готовит отделение к
предстоящему бою, а с получением боевой задачи организует бой.
В боевом приказе командир отделения
указывает:
·
ориентиры;
·
состав, положение и характер действий противника,
начертание переднего края обороны и места расположения его огневых
средств;
·
задачу взвода (объект атаки и направление дальнейшего
наступления);
·
задачу отделения (объект атаки и направление дальнейшего
наступления);
·
задачи соседей, танка, за которым будет наступать
отделение, его номер (опознавательный знак);
·
задачи личному составу:
·
командир мотострелкового отделения – наводчику-оператору
(наводчику пулемета), пулеметчику и гранатометчику, а при необходимости
и остальному личному составу – цели для поражения и порядок ведения
огня; механику-водителю (водителю) – направление, порядок движения в
атаку, преодоления заграждений и препятствий; всему личному составу –
номер (опознавательный знак) танка, за которым будет действовать
отделение, порядок взаимодействия с ним, а также порядок использования
огня артиллерии и других огневых средств; при атаке в пешем порядке
всему личному составу, кроме того, указываются место каждого солдата в
цепи отделения, место и порядок спешивания, порядок преодоления
заграждений и препятствий;
·
командир гранатометного отделения – расчетам – цели для
поражения, огневые позиции и порядок их занятия, направление стрельбы и
порядок ведения огня, а также взаимодействия с мотострелковыми
подразделениями; наводчику-оператору (наводчику пулемета) – порядок
прикрытия действий расчетов и поддержки атаки мотострелковых
подразделений огнем из орудия и пулемета; механику-водителю (водителю) –
направление наступления, порядок движения, преодоления заграждений и
препятствий;
·
командир пулеметного (противотанкового) отделения –
расчетам, наводчику-оператору (наводчику пулемета) – цели для поражения,
порядок ведения огня и совместных действий с мотострелковыми
подразделениями, механику-водителю (водителю) – направление наступления,
порядок движения в атаку, преодоления заграждений и препятствий; при
атаке в пешем порядке, кроме того, указываются место и порядок
спешивания, преодоления заграждений и препятствий;
·
сигналы оповещения, управления, взаимодействия и порядок
действий по ним;
·
время готовности к наступлению и заместителя
Боевой приказ при наступлении с ходу командир отделения отдает на
макете местности. Если позволяет обстановка, задачу наводчику-оператору
(наводчику пулемета) и механику-водителю (водителю) он уточняет на
местности. Выезд их на местность для уточнения задачи и изучения
маршрута выдвижения к переднему краю обороны противника организует
командир роты.
55. При наступлении с ходу командир
мотострелкового (пулеметного, противотанкового, гранатометного)
отделения с началом развертывания взвода в боевой порядок выводит боевую
машину пехоты (бронетранспортер) на свое направление, уточняет
наводчику-оператору (наводчику пулемета) и механику-водителю (водителю)
объект атаки (цели), направление дальнейшего наступления (направление
наступления), место прохода в заграждениях и управляет огнем отделения.
При атаке на боевой машине пехоты (бронетранспортере) отделение после
развертывания взвода в боевую линию вслед за танком или самостоятельно
продолжает выдвижение к переднему краю обороны противника, уничтожая
уцелевшие противотанковые и другие огневые средства огнем из оружия,
установленного на машине, и из стрелкового оружия через бойницы.
Минное поле преодолевается с использованием трала, имеющегося на
боевых машинах, а при отсутствии трала – по проделанному проходу в
порядке, указанном командиром взвода, в тесном взаимодействии с танками
и соседними боевыми машинами (бронетранспортерами). После преодоления
заграждений отделение вновь занимает свое место в боевой линии,
стремительно врывается на передний край обороны противника и уничтожает
его.
Для атаки в пешем порядке с выходом боевой машины пехоты
(бронетранспортера) к установленному месту спешивания отделение по
команде своего командира «К машине» быстро выскакивает из машины, по
команде «Отделение, в направлении такого-то предмета, направляющий –
такой-то – к бою, вперед» или «Отделение, за мной – к бою»
развертывается в цепь и ускоренным шагом или бегом, ведя интенсивный
огонь на ходу, продолжает атаку.
Командир отделения, продвигаясь в цепи, на ходу уточняет объект атаки
отделения, порядок преодоления заграждений и ставит (уточняет) задачи
пулеметчику, гранатометчику и автоматчикам.
Во время атаки отделение неотступно следует за танком и своим огнем
уничтожает огневые средства противника, в первую очередь
противотанковые, своевременно указывает танку наиболее опасные цели,
мешающие продвижению.
Минное поле отделение преодолевает, как правило, вслед за танком по
его колеям или по проделанному проходу бегом обычно в составе взвода.
Преодолев минное поле, отделение вновь развертывается в цепь,
стремительно приближается к противнику, забрасывает его гранатами и с
криком «ура» врывается на передний край обороны, уничтожая противника
огнем в упор.
Уничтожив противника, отделение, не задерживаясь, продвигается
вперед, по мере ослабления сопротивления противника по команде (сигналу)
командиру взвода производит посадку в боевую машину пехоты
(бронетранспортер, десантом на танк) и продолжает наступление в
указанном направлении.
При наступлении в глубине обороны противника отделение, не отклоняясь
от направления наступления, используя складки местности, быстро выходит
во фланг или в тыл противнику и решительной атакой уничтожает его.
Командир отделения в ходе наступления ставит задачи личному составу
по выявлению и уничтожению противотанковых и других огневых средств
противника, сигнальными патронами и трассирующими пулями указывает танку
цели, мешающие продвижению отделения.
56. Наступление из положения непосредственного
соприкосновения с противником отделение начинает из
исходного положения – траншеи (окопа). Перед атакой отделение огнем
своего оружия уничтожает обнаруженные пулеметы, гранатометы и другие
огневые средства, а также живую силу противника.
При атаке на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) посадка в них
личного состава осуществляется с подходом боевых машин пехоты
(бронетранспортеров) к исходному положению для наступления.
Мотострелковое и пулеметное (противотанковое) отделения по командам
своих командиров «К машине», «По местам» быстро производят посадку,
изготавливаются для ведения огня с ходу и вслед за танком или
самостоятельно атакуют противника.
При атаке в пешем порядке личный состав по команде своего командира
«Отделение, приготовиться к атаке» готовит оружие и гранаты к действию.
По команде (сигналу) командира взвода о начале движения в атаку командир
отделения подает команду «Отделение, в атаку – вперед», по которой
отделение быстро выскакивает из траншеи (окопа) и ускоренным шагом или
бегом вслед за танком или самостоятельно при поддержке огнем боевой
машины пехоты (бронетранспортера) атакует противника и продолжает
наступление в глубину.
|
|
Способы и приемы уничтожения низко
летящих самолетов, вертолетов и парашютистов противника. Тренировка в
применении вооружения отделения по уничтожению воздушного противника.
|
Современный общевойсковой бой характеризуется решительностью,
высокой маневренностью, быстрым и резким изменением обстановки,
развертыванием боевых действий на широком фронте, на большую глубину и
ведением их в высоком темпе.
Наличие в войсках высоко проходимой, высокоманевренной техники
позволяет выполнять различные боевые задачи на любой местности. Вместе с
тем различные физико-географические условия и особенности местности
по-разному влияют на боевые действия войск.
В одном случае они могут способствовать успеху войск, а в другом -
оказывать отрицательное воздействие. Боевая практика убедительно
показывает, что одна и та же местность может дать больше преимуществ
тому, кто лучше ее изучил и более умело использует.
Степень влияния местности на организацию и веде-ние боя не постоянна,
она меняется вместе с изменением cпособов ведения боя, развитием новых
средств борьбы и появлением новой боевой техники в войсках. Современный
бой может вестись как с использованием только обычного оружия, так и с
применением ядерного оружия и других современных средств поражения.
Новое оружие, обладая большой огневой и разрушительной силой, способно
не только поражать личный состав и технику, но и в значительной степени
разрушать и уничтожать местные предметы, а иногда и изменять рельеф
местности, что приведет к изменению ее тактических и защитных свойств.
В то же время характер местности, особенно элементы рельефа, а также
искусственные и естественные местные предметы будут оказывать
определенное влияние на эффективность поражающих факторов оружия
массового поражения в случае применения его противником, ослабляя или
усиливая их воздействие на личный состав и технику. Таким образом, в
современном бою при изучении и оценке местности необходимо учитывать ее
защитные свойства.
Защитные свойства местности определяются главным образом характером
рельефа и растительного покрова. Если ядерный взрыв происходит на
местности с большим количеством возвышенностей и углублений, то наиболее
опасными будут скаты возвышенностей, обращенные к эпицентру взрыва, а
наиболее безопасными-обращенные в противоположную от эпицентра взрыва
сторону. При этом сила давления, вызванного ударной волной, будет
возрастать в зависимости от крутизны ската. При крутизне ската,
обращенного к эпицентру, 45° давление увеличивается в 2,5 раза по
сравнению с давлением на горизонтальной поверхности. Обратные крутые
скаты возвышенностей практически полностью защищают от радиации и
светового излучения.
Хорошими естественными укрытиями могут служить пещеры, гроты, шахты,
штольни, тучнели и другие подземные сооружения. Мелкие подразделения и
солдаты в качестве укрытий могут использовать детали рельефа (ямы,
промоины), а также искусственные углубления и возвышенности (канавы,
курганы, насыпи и т. п.). Как используются некоторые из таких
неровностей местности для защиты при ядерном взрыве, показано на рис.2.
Значительные по площади участки леса и кустарника также снижают
поражающее действие ядерного оружия. Их защитные и маскирующие свойства
определяются общей площадью массива, породой, высотой, густотой,
толщиной деревьев и развитостью кроны.
Крупные массивы леса ослабляют действие ударной волны ядерного взрыва
в 2-3 раза по сравнению с открытой местностью. Густые лиственные и
хвойные леса хорошо защищают от светового излучения и снижают уровень
проникающей радиации. Например, в спелом высоко стойком лесу с подлеском
действие светового излучения снижается в 6-8 раз по сравнению с открытой
местностью. В лесу уровни радиации, а следовательно, и дозы облучения
личного состава на 20%-40% меньше, чем на незалесенной местности. Из-за
торможения движущихся масс воздуха деревьями ударная волна
распространяется в лесу с убывающей скоростью. Поэтому радиус поражения
ударной волной в лесу меньше, чем на открытой местности.
Наилучшими защитными свойствами от всех видов воздействия ядерного
оружия обладает средневозрастной густой лес, а также высокий лиственный
кустарник, которые значительно ослабляют силу светового излучения. Кроме
того, в молодом лесу и кустарнике исключается поражение войск падающими
деревьями.
Хорошими защитными свойствами обладает местность, изобилующая
глубокими лощинами, оврагами, балками с крутыми скатами, холмистым
рельефом. Однако при действиях на такой местности необходимо учитывать,
что длинные прямолинейные лощины и овраги, расположенные вдоль
возможного направления распространения ударной волны, не ослабляют, а
усиливают ее воздействие на людей и технику. В этом случае для защиты
личного состава следует использовать короткие, но глубокие и извилистые
боковые ответвления оврагов и лощин.
В горах действие ударной волны может усиливаться или ослабляться в
зависимости от положения эпицентра ядерного взрыва по отношению к
направлению хребтов и долин. При этом поражающее действие ее может быть
значительно усилено разлетающимися осколками горных пород, а также
обвалами, камнепадами и снежными лавинами. Обвалы могут происходить не
только в момент взрыва, но и значительно позже.
Наихудшими защитными свойствами обладают пустынная и степная
местности, открытый и равнинный характер которых способствует
беспрепятственному распространению ударной волны, проникающей радиации и
радиоактивному заражению воздуха и местности.
Определяя защитные свойства местности, необходимо учитывать состав
почвы и грунта данного района. Менее опасными являются черноземная,
подзолистая почвы, песчаный грунт как обладающие наименьшей наведенной
радиацией. Более опасны глинистый, суглинистый и засоленный грунты.
Имеет значение также механический состав почв и грунтов. Например,
лессовые почвы, супеси, легкие суглинки и пески способствуют образованию
пыли, вместе с которой радиоактивные частицы попадают на тело и в
организм человека.
Влияние местности на передвижение войск. Свойства местности,
облегчающие или ограничивающие передвижение различных видов боевой и
транспортной техники, определяют условия проходимости.
Одним из основных факторов, определяющих степень проходимости любой
местности, является наличие развитой дорожной сети и качество дорог.
Основными техническими характеристиками автомобильных дорог являются
ширина проезжей части, материал покрытия, качество дорожных сооружений
через препятствия, а железных дорог - количество путей, вид тяги,
количество станций и их характеристика.
Наиболее распространенная ширина автомобильных дорог для
двустороннего движения (кроме автострад) 6,5-7,5 м. По характеру
покрытия автомобильные дороги делятся на дороги с твердым покрытием
(шоссе, улучшенные грунтовые дороги) и дороги на естественном грунте
(проселочные, полевые, лесные).
Чем сильнее развита сеть дорог и выше их класс, тем доступнее
местность для действий войск. Особенно велико значение дорожной сети в
лесисто-болотистой, горной и пустынной местностях. В этих условиях
дорожная сеть оказывает большое влияние не только на проходимость, но и
на скорость передвижения войск, быстроту маневра в бою, на выбор
маршрутов движения.
Проходимость местности вне дорог зависит главным образом от характера
рельефа, почвенно-растительного покрова, наличия и характера рек и озер,
времени года и погодных условий. Лучшей проходимостью вне дорог обладает
открытая равнинная или холмистая местность.
Влияние рельефа на проходимость местности определяется степенью его
расчлененности, характером и расположением типовых форм и крутизной
скатов. Наиболее существенными естественными препятствиями при
передвижении войск вне дорог являются овраги, промоины, обрывы, выемки и
насыпи, а также возвышенности и впадины с крутыми скатами. От крутизны
скатов зависит возможная и допустимая скорость движения пешеходов и
транспорта.
Существенным препятствием для движения всех видов боевых и
транспортных машин являются болота, заболоченные участки и солончаки. По
проходимости болота подразделяются на проходимые, труднопроходимые и
непроходимые. Проходимость болот зависит от степени их увлажненности,
толщины торфяного слоя и характера растительности. Проходимость
увлажненных солончаков зависит от толщины солончакового слоя и степени
его засоленности.
В южных степных и полу степных районах встречаются участки местности
с почвой, обильно насыщенной солью. Такие участки, имеющие бедную
растительность и покрытые коркой или выходами соли, называются
солончаками. Солончаки бывают мокрые и сухие. Мокрые солончаки (шоры)
представляют собой вязкую, влажную песчано-глинистую почву с редкой
растительностью и являются серьезным препятствием для движения колесного
и гусеничного транспорта. Как правило, в период большой увлажненности
болот и солончаков они становятся непроходимыми для колесного и
труднопроходимыми для гусеничного транспорта.
Оценку проходимости рельефа и грунтов необходимо увязывать с
конкретными климатическими условиями того или иного района. Зимой при
температуре ниже 0° проходимость грунтов значительно улучшается.
Непроходимые в летнее время болота зимой могут служить удобными путями
для передвижения и действий войск.
На проходимость местности значительно влияют леса, Основные
характеристики леса определяются породой деревьев, их возрастом,
толщиной, высотой и густотой насаждения.
По возрасту деревьев лес подразделяют:
- на молодой - высота деревьев 4-6 м, толщина 5-15 см;
- на средневозрастной-высота деревьев 6-10 м, толщина около 20 см;
- на спелый-высота деревьев более 10 м, толщина более 20-25 см.
По густоте лес подразделяют на густой-расстояние между деревьями
менее 10 м, средней густоты-10- 15 м, редкий-15-30 м. Проходимость
лесных масси-вов зависит от наличия дорог и просек, а также от густоты,
толщины деревьев и характера рельефа. При расстоянии между деревьями
менее 6 м движение боевой техники в лесу вне дорог весьма затруднительно
или невозможно.
Наиболее серьезными препятствиями для движения вне дорог являются
реки, каналы, озера и другие водные преграды. Реки характеризуются
шириной русла, глубиной, скоростью течения, характером подступов к ним и
грунтом дна. По ширине русла реки подразделя-ют на узкие (до 60 м),
средние (60-300 м) и широкие (более 300 м). Средняя скорость течения
спокойных, относительно небольших рек, протекающих по равнинной
местности, 0,5-0,6 м/с, крупных равнинных рек-до 1 м/с, горных рек-до 6
м/с. В некоторых случаях основными препятствиями для войск являются
заболоченная труднопроходимая пойма, крутые берега, характер грунта дна
реки. Современная транспортная техника и переправочные средства способны
преодолевать крутизну спусков и выходов из реки 10-12°.
По степени изрезанности местности препятствиями (оврагами, реками,
озерами, болотами и т. п.), ограничивающими свободу передвижения на ней,
местность делят на пересеченную, малопересеченную и непересеченную.
Пересеченная местность характеризуется тем, что препятствия,
затрудняющие движение, занимают около 20% ее площади. Если такими
препятствиями занято свыше 30% площади, местность относят к
сильнопересеченной. Она создает благоприятные условия для скрытного
подхода к переднему краю противника, но в то же время затрудняет
передвижение своих подразделений. Особенно трудно передвижение по
пересеченной местности боевой техники и автотранспорта. Наличие на
пересеченной местности лощин, оврагов, канав, насыпей повышает ее
защитные свойства.
Малопересеченной считается местность, около 10% площади которой
занято препятствиями. Если препятствий нет или они составляют менее 10%,
местность относится к непересеченной.
Влияние местности на условия наблюдения и маскировки определяется
степенью просматриваемости местности и дальностью видимости, которые, в
свою очередь, зависят от рельефа, растительности, местных предметов и
других объектов.
Резко выделяющаяся над данной местностью возвышенность, с которой
открывается хорошая видимость в одном или нескольких направлениях,
называется командной высотой.
Для того чтобы скрыть от противника расположение своих подразделений
и их передвижение, нужно использовать свойства местности, затрудняющие
обзор и наблюдение со стороны противника. Особенно важное значение для
маскировки имеют те элементы местности, которые не позволяют обнаружить
расположение подразделений наблюдением или фотографированием с самолета.
Маскировочные свойства местности определяются наличием естественных
укрытий, образуемых рельефом и местными предметами, а также общим
характером местности и цветом ее основного фона. Наиболее благоприятные
условия для маскировки создаются в лесу и на пересеченной местности.
Так, например, в густом лесу при среднем расстоянии между деревьями до 6
м и сомкнутостью крон 1-0,5 м все объекты скрыты естественными масками.
При оценке условий наблюдения и маскировки любой местности прежде
всего определяют, насколько рельеф и местные предметы благоприятствуют
обзору или ограничивают его. В зависимости от этого местность
подразделяется на открытую, полузакрытую и закрытую.
Открытая местность лишена естественных масок, образуемых формами
рельефа и местными предметами, или они занимают не более 10%. Такая
местность позволяет просматривать с командных высот почти всю ее
площадь, что создает хорошие условия для наблюдения за полем боя, однако
затрудняет маскировку и укрытие от наблюдения и обстрела. Следовательно,
открытую местность выгодно иметь перед передним краем обороны, так как
это обеспечит хорошее наблюдение за действиями противника и позволит
лучше поражать его огнем всех видов оружия.
Местность с холмистым или равнинным рельефом (редко горным), на
которой естественные маски занимают около 20% площади, относится к
полузакрытой. Наличие естественных масок хорошо обеспечивает маскировку
подразделений при расположении на месте. Однако около 50% площади такой
местности просматривается с командных высот.
Закрытая местность позволяет просматривать менее 25% ее площади. Это
создает хорошие условия для маскировки и укрытия от огня противника, но
затрудняет управление подразделением в бою, ориентирование на поле боя и
взаимодействие. Вследствие этого в лесу, например, боевой порядок
подразделения при наступлении строится иначе, чем на открытой местности.
3десь управление подразделением с помощью наблюдаемых сигналов сильно
затруднено, поэтому интервалы между солдатами значительно сокращаются.
|
|